Психолог рекомендует

Уважаемые родители!

 

Мы предлагаем серию полезных советов родителям о том, как организовать общение с ребенком, чтобы он самостоятельно осваивал окружающий мир. Для этого родитель, взрослый должен выступать в качестве элемента этого мира. А творческий родитель может быть не просто организатором ситуации, но увлекательным партнером, познающим жизнь вместе с ребенком. Итак, для начала несколько несложных правил

 Не навязывайте себя ребенку, если вы решили с ним поиграть или чему-то научить. Если по каким-то причинам вашему ребенку не хочется делать то, что вы ему предлагаете, постарайтесь заинтересовать его или отложите это занятие до лучших времен.

Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! В процессе занятий могут возникнуть сложности, устранить сразу которые не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как- будто ничего не произошло, переключитесь на другое, успокойтесь.

Устраните из вашего общения с ребенком те способы или формы воздействия, которые вызывают у ребенка протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения. Будьте терпеливы.

Настройтесь на занятие сами, эмоционально приветливы не только внешние, но и внутренние; готовы ко всем «закидонам» ребенка и знаете, как их использовать в занятии; сделайте заготовки сюрпризов и т.п.

Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с ребенком. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие; во всем остальном вы такой же участник, как ребенок. Вы так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы – образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражает и к которому тянется ребенок.

Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему. Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.» Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого будет у них психического здоровья, гармоничного развития. Перестанем же давать оценки ребенку – как отрицательные, так и положительные.

Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например, сказать «как сияют глазки у Колиного зайчика» предпочтительнее, чем заметить, что «зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля», или похвалить, что «руками Коля очень правильно показывает». Помните, что на занятиях в режиме естественного развития ребенка не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

Чтобы установить доверительные отношения с ребенком и сохранить их:

• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему повода тревожиться, что вас мало интересует то, чем он говорит.

• Не задавайте слишком много вопросов.

• Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

• Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, не требуйте слишком много – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

• Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.

• Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми

По материалам методического сборника «Окно в мир» авт. Худенко Е.Д. и др.