Экспериментальная деятельность

Отчет по итогам полугодия работы ГЭП

 Центральной задачей, которая стоит перед коллективом нашей школы, является поиск оптимальных условий развития личности ребенка, которые бы раскрывали его внутренние возможности и резервы. Именно с этих позиций мы и рассматриваем наше участие в двух экспериментах, идеологическим стержнем которых является ориентация на сохранные стороны личности ребенка, потенциальные возможности его организма. Первым из этих экспериментов является «Разработка условий построения инклюзивной образовательной среды в СКОШ 8-го вида» (научный руководитель – Семаго Н.Я); вторым – «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый паспорт здоровья школьника» учащихся коррекционной школы VIII вида» (научный руководитель – Хлебникова Н.Н.)

За прошедшее полугодие в ходе эксперимента,   касающегося проблем инклюзивного образования, в котором мы участвуем уже 4-й год, был пройден диагностический этап и частично этап прогностический. В эксперименте задействовано 6 учащихся 0-го, экспериментально-диагностического класса с различными нарушениями развития, а также члены их семей; специалисты психолого-педагогического сопровождения школы – психолог, логопед; и 3 учителя-дефектолога, непосредственно работающих с этим классом.

 Работа велась по следующим направлениям:

·         диагностическое;

·         коррекционно-развивающее;

·         просветительское;

·         организационно-методическое.

В рамках диагностики была организована система мониторинга учащихся с различными стартовыми возможностями, каковыми и являются наши дети,  на основе компетентностного подхода. На слайдах представлены формы, диаграммы и фотографии, иллюстрирующие данный процесс.

В рамках коррекционно-развивающего направления, конечно же, как и в любой из площадок организован учебный процесс с внедрением современных образовательных  технологий. Особенностью же нашей школы является то, что каждый из учащихся-участников эксперимента взят на сопровождение психолого-педагогической службой школы. Вся коррекционно-развивающая работа начинается со встреч с родителями, заключением с ними договора на сопровождение. С родителями наши специалисты остаются в контакте на протяжении всего периода сопровождения семьи. Для такой работы нет единого рецепта, который бы помог всем одинаково. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком, с каждой конкретной семьей разрабатывается своя индивидуальная программа сопровождения ребенка и его семьи – причем программа комплексная, в реализации которой задействованы несколько специалистов, работающих на общий результат. В этой программе объединены элементы психологической коррекции, дефектологии, социальной работы.

Также хочется рассказать о хорошо зарекомендовавшей себя системе межведомственного взаимодействия нашей школы с учреждениями образования и социального развития и даже с деятелями искусства. Это сотрудничество позволяет оптимизировать включение наших детей в систему социальных отношений.

Совместную деятельность учителей-экспериментаторов и школьной службы психолого-педагогического сопровождения можно отнести к просветительскому направлению работы по эксперименту. Это и консультации специалистов дошкольных образовательных учреждений  и средних общеобразовательных школ,  обратившихся к нам с вопросами по проблеме работы с ребенком с ограниченными возможностями; и консультации родителей учащихся экспериментально-диагностического класса,  родителей дошкольников, интересующихся вопросами обучения своих детей; и проведение Дней открытых дверей в школе и другое.

В рамках работы по организационно-методическому направлению специалисты-участники эксперимента провели следующие виды работ:

·         планирование деятельности  по развитию базовых компетенций учащихся экспериментально-диагностического класса;

·         создание портфолио класса и портфолио каждого ученика;

·         разработку индивидуальных образовательных планов учащихся экспериментально-диагностического класса;

·         принимали участие в семинарах, совещаниях, круглых столах – по плану ЦППРиК «Тверской»;

·         еженедельно проводили заседания творческой группы по эксперименту, в ходе которых проводились деловые игры по данной проблеме.

Все это, как нам кажется, в большой мере способствует созданию оптимальных условий построения инклюзивной образовательной среды в школе. 

Прейду теперь к рассмотрению проведенной работы по эксперименту, касающемуся вопросов школьного мониторинга здоровья. В этом эксперименте участвуют 6 специалистов школы, которые проводят мониторинг учащихся начальных классов (67 детей) а также  обрабатывают и анализируют полученные результаты. За прошедшее полугодие была проделана следующая работа:

Сентябрь:

·         организация работы  экспериментальной площадки распределение  функциональных обязанностей участников ГЭП

·         организация родительского собрания для начальной школы и его проведение  знакомство родителей с инструментарием мониторинга,  проведение консультаций для родителей учащихся начальной школы.

Октябрь, ноябрь, декабрь

·         проведение мониторинга среди учащихся начальных классов;

·         обработка результатов мониторинга;

·         встреча с руководителем ГЭП  Хлебниковой   Н. Н. беседа по итогам мониторинга.

Несмотря на короткий временной промежуток, уже можно отметить положительные результаты проведенной экспериментальной работы, которые выразились в сложившейся системе конструктивного сотрудничества наших специалистов с медицинским персоналом поликлиники №18 и ПНД №21, обслуживающими школу; получении  дополнительной информации о здоровье наших школьников; кроме того, проведенные исследования дают возможность учителям-предметникам оптимально распределять физические и психологические  нагрузки в  процессе учебы и внешкольных мероприятий. 

Кроме того, начиная с текущего учебного года, психологи и педагоги начальных классов участвуют в реализации Окружного проекта по развитию инклюзивного образования «Стрижи». Проект направлен на обучение и применение в практической деятельности специалиста инклюзивной школы программы «Формирование произвольной саморегуляции учебной деятельности младших школьников в условиях инклюзивной образовательной среды».

В ходе реализации данного проекта, за прошедшее полугодие была проведена работа по организационно-методическому, диагностическому и частично прогностическому направлениям.

В рамках работы по организационно-методическому направлению специалисты-участники эксперимента провели следующие виды работ:

·           посещение семинаров, проводимых руководителем проекта Воробьевой Е.А. и освещающих основные идеи эксперимента;

·           планирование деятельности  по исследованию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы учащихся 1-х, 2-х  классов;

·         еженедельные практические семинары рабочей группы по проекту, в ходе которых проводились обсуждения по проблеме формирования произвольной саморегуляции учебной деятельности младших школьников.

В ходе эксперимента  задействовано 12 учащихся 1 «А» класса, с различными нарушениями развития, а также члены их семей; учитель-дефектолог, непосредственно работающий с этим классом.

 В рамках диагностического направления была организована система диагностики учащихся 1 «А» класса, которая проводилась в зависимости от их стартовых возможностей как в групповой, так и в индивидуальной форме, с оказанием различных видов организующей помощи.


 

 

Смотрите также: Программы развития интеллекта на pu-40.ru новости с ш а - вся актуальная информация у нас на сайте отдых на камчатке - все подробности на сайте сро изыскателей съемная тонировка москва - информация на сайте база компаний москвы - самая детальная информация тут бинарные опционы обучение читайте здесь